Юлия Олешкевич
Репетитор по английскому языку
Эффективная подготовка к ЕГЭ
На сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Подтвердить
Написание эссе

Задание 38: Как писать эссе в ЕГЭ по английскому языку в 2025 году

Особенности задания, что можно и что нельзя, структура текста и содержание каждого абзаца, пошаговый разбор процесса написания сочинения и прочие моменты, которые нужно учесть, чтобы получить максимально возможные для себя баллы за это задание
Общая информация
1) Проект в задании 38 – задание высокого уровня, что подразумевает:
  • Сложность и разнообразие лексики = нужно стремиться не повторять постоянно одни и те же слова, а перефразировать с помощью изменения грамматической формы, однокоренных слов, синонимов, антонимов с отрицанием, замены на краткое обобщенное описание и т.д. + выбирать менее типичные слова (например, fascinating вместо interesting). Даже если нет ни одной лексической ошибки, за обилие примитивной однотипной лексики уже не получить максимальный балл по этому критерию (см. Критерии здесь).
  • Сложность и разнообразие грамматики = нужно отдавать предпочтение различным сложным предложениям (с 2-мя и более грамматическими основами) и конструкциям, например, Passive voice, Complex sentences (включая Conditionals), Complex subject, Complex object и т.д.
  • Ноль проблем с логикой и организацией текста, чтобы получить максимум баллов.
  • Качественный анализ задания с развернутой и доходчивой презентацией идей «по делу» для 2-й части эссе (см. следующий пункт).
2) Краткая суть задания – описать и проанализировать данные из статистики (1-я половина работы) и выразить свои идеи для комментария, проблемы, решения и обоснования своего мнения (2-я половина работы).

3) Примерное адекватное время на выполнение этого сочинения – 60 минут, включая написание части текста в черновике (если потребуется) и перечитывание работы.

Слова, абзацы и оформление работы

Соблюдение ограничения на количество слов – важный параметр работы, влияющий на оценку. В задании указан лимит в 200-250 слов, но на самом деле есть запас в 10% в большую и меньшую сторону, таким образом, нужно уложиться в 180-275 слов.
«Санкции» за недобор/превышение количества слов и правила их подсчета, выделение абзацев и «форматирование» эссе такие же, как для электронного письма – об этом можно почитать в этой статье.

Стиль

1) Нельзя использовать неформальную лексику (amazing awesome), только нейтральную или формальную.
2) Нельзя писать сокращенные формы слов (I am I’m), только полные.

Структура эссе

В плане указано 5 пунктов, каждому из которых соответствует отдельный абзац:

Этапы работы над эссе + разбор текста по абзацам

Шаг 1 – Выбор темы

Нужно выбрать только одну тему (38.1 или 38.2). Чтобы остановиться на выгодной теме, полезно удостовериться в следующем:
  • тема работы полностью понятна, тема работы = тема проекта + содержание статистики + содержание 4-го и 5-го пунктов плана;
  • все 5 вариантов ответов из статистики распределены по 2-му и 3-му абзацам без повторов;
  • есть уместные идеи для 2-й половины эссе;
  • есть языковые средства для выражения этих идей (преимущественно грамматический и лексический запас).
То, что в варианте 38.1 – таблица (table) , а в 38.2 – диаграмма (pie chart), не имеет никакого значения, это просто разные способы визуального представления информации, стратегии выполнения данного задания идентичны и для таблицы, и для диаграммы.

Шаг 2 – Написание 1-й половины эссе в бланк

Первые 2 абзаца и половинка 3-го абзаца, по сути, являются вписыванием данных из задания и их презентацией в развернутом виде в своей работе, поэтому необходимости в черновике на этом этапе нет.

1 абзац

Эта часть работы нужна для того, чтобы показать читателю, о чем он дальше прочтет. Вся суть ситуации отражена в «шапке» задания (вся информация до таблицы/диаграммы), соответственно, в 1 абзаце достаточно просто расписать содержание «шапки»: пишу проект по такой-то теме, нашел результат релевантного опроса в форме таблицы/диаграммы, сейчас прокомментирую найденные данные и поделюсь своими идеями по теме.
Тему проекта перефразировать не нужно, просто переписать формулировку из задания.

Общие рекомендации для 2 и 3 абзацев

  • Обязательно указывать процентные показатели для каждого варианта ответа.
  • Числительные писать цифрами, а не словами.
  • Самый удобный способ написания вариантов ответов – через цитирование, в кавычках.

2 абзац

Этот абзац нужен для того, чтобы развернуто расписать краткие данные из таблицы/диаграммы: вот этот вариант ответа выбрали вот столько респондентов, а вот этот – вот столько, и т.д.
Обязательно нужно сослаться на вопрос, на который отвечали участники опроса, самый простой способ – процитировать вопрос в кавычках. Сам вопрос находится под текстом «the survey question».
Взять 3 варианта ответов из статистики, которые не будут повторяться в следующем, 3 абзаце.

3 абзац, 1 часть

Здесь уже недостаточно просто описать, сколько человек выбрали какой вариант ответов – важно сравнить 2 опции – вот это больше/меньше вот этого (на столько-то).
Сравнивать варианты ответов, не использованные во 2 абзаце, чтобы избежать повторов и необходимости перефразировать названия опций.
Разница между процентными показателями необязательно должна быть значительная, можно наоборот выбрать близкие по показателям опции.

Шаг 3 – Написание 2-й половины эссе в черновике и ее перенос в бланк

3 абзац, 2 часть

Комментарий может представлять собой следующее:
  • объяснение, почему я выбрал именно эти варианты ответов;
  • вывод на основе выявленного различия/сходства;
  • обозначение гипотетической причины, по которой участники опроса сделали именно такой выбор и т.д.
Последний вариант видится наиболее удобным, но нужно учесть, что оба варианта ответов должны фигурировать при описании причины, то есть недостаточно обозначить, почему вот эта одна опция более/менее выбираема респондентами.

4 абзац

Начиная с этого пункта плана (= 4 и 5), условно говоря, можно забыть о статистике, и сместить фокус внимания именно на то, какой аспект темы написан в пункте плана.
4 абзац посвящен тому, чтобы обнаружить ситуацию, осложняющую жизнь людям, и порекомендовать действие, которое поможет уменьшить или даже устранить данную проблему.
Что касается общих требований к идеям для проблемы и решения, то последние должны быть:
  • конкретными = понятно, в чем именно заключаются негативность ситуации и эффективность действие для ее улучшения;
  • доходчиво объясненными = расписаны нюансы проблемы и решения, например, кто, что, когда, как, с помощью чего и проч.;
  • реалистичными = уже существующими или потенциально возможными.
Это самый «коварный» абзац, где многие экзаменуемые теряют баллы, зачастую не по одному критерию – нужно быть особенно внимательным к качеству идей и их презентации при его написании.

5 абзац

Напомню, что здесь важнее аспект темы, написанный в данном пункте плана.
3 обязательных элемента в данном абзаце:
  • прямое указание на то, что именно я так считаю, а не считается, многие так думают и т.д.;
  • четкое и развернутое выражение своего мнения;
  • объяснение, почему я придерживаюсь этого мнения.

Шаг 4 – Самопроверка готовой работы

  • Пересчитать количество слов в бланке, скорректировать работу при недоборе / переборе.
  • Проверить содержание текста: данные из задания и статистики не искажены, комментарий / проблема / решение / обоснование своего мнения понятны и логичны.
  • Проверить языковые средства: пунктуацию, орфографию, грамматику и лексику.

При внесении любых изменений, меняющих количество слов, не забыть снова пересчитать последние.

Критерии оценивания задания 38 (максимум 14 первичных баллов)

Полную актуальную демоверсию ЕГЭ по английскому языку, включающую критерии, можно скачать на официальном сайте ФИПИ тут.

Критерии оценивания эссе задание 38

Комментарии публикуются после прохождения модерации.

Made on
Tilda